Читать онлайн «Физика в вопросах и ответах: ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников»

Автор Е. М. Балдин

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ НГУ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ Физика в вопросах и ответах Ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников Под редакцией В. И. Шелеста Новосибирск 1999 Составители: Е. М. Балдин, П. В. Воробьев, И. Ф. Гинзбург, И. П. Иванов, Н. А. Кириченко, М. Г. Степанов, В. С. Потеряев, И. Б. Хриплович, В. И. Шелест, Н. И. Яворский Под общей редакцией В. И. Шелеста Технический редактор: Л. Б.
Куртова Рецензент: В. Г. Харитонов Книга содержит ответы на более чем 90 вопросов, наиболее часто задаваемых старшеклассниками средних школ. Вопросы поступали в «Дистанционный консультационный пункт» по электронной почте. Предназначена для старшеклассников и преподавателей общеобразова- тельных школ, учащихся физико-математических школ, а также лиц, занимающихся самообразованием. Бесплатно. Предисловие 2 В процессе обучения у школьников, а также у их учителей, всегда возникают вопросы. Ответы на многие из них удается придумать или найти в литературе. Но иногда ответ на вопрос получить не удается. Вот тут-то и требуется консультация профессионала. Хорошо, если нужный специалист рядом – нужно только договориться по телефону о встрече и задать вопрос. Вопрос можно задать по телефону и из другого города, но это дорого. Вопрос можно отослать письмом, правда, письма идут небыстро. С появлением Интернета и электронной почты можно оперативно и очень дешево связаться с любым нужным специалистом. С сентября 1998 г. в Интернете открыт «Дистанционный консульта- ционный пункт», в котором консультации дают ученые — сотрудники научно-исследовательских институтов новосибирского Академгородка. Основной задачей «Дистанционного консультационного пункта» является оказание бесплатной информационной поддержки: • указание точных ссылок на книги и журналы, в которых находится ответ на заданный вопрос, • пересылка рекомендованной литературы (в электронном виде) в случае необходимости, • предоставление необходимых разъяснений и комментариев если при чтении рекомендованной литературы возникают трудности. Сейчас работают два отделения «Дистанционного консультационного пункта» —по физике и по биологии, которые за полгода работы получили свыше 500 вопросов от старшеклассников и преподавателей средних школ, имеющих доступ к электронной почте. Для этой публикации мы отобрали наиболее часто встречавшиеся вопросы по физике. Стиль и орфография вопросов сохранены в оригинальном виде. Авторы оригинального ответа указаны после ответа. Если ответ на вопрос дан по литературным источникам, фамилии составителей ответа не указаны. Если при составлении ответа использованы фрагменты из книг или статей, это указано в конце ответа. Мы будем очень признательны за указания на ошибки и неточности в ответах.